Пример HTML-страницы
Nicklas

Господин Государь Великий Новгород

  • Ответить в эту тему
  • Ответить в эту тему

32 сообщения в этой теме

Рекомендуемые сообщения

Pre Scriptum. Только не спрашивайте меня зачем я это все писал. Я и сам не знаю, что на это ответить. :D Меня это увлекло и я не смог остановиться :rolleyes:. А потом было уже поздно. Пришлось доводить до какого-то логического конца. Жалко было бросать на полпути. Правда, серьезно скомкал всю середину :unsure: . Ну да ладно. Если у кого от прочтения всего этого появится интерес к этим историям – я думаю он в состоянии будет найти подробности. Большая часть источников названа. А дальше – Яндекс с Гуглом Вам в помощь! Для себя же я уже решил. Я еще вернусь в этот город...

 

Убедительнейшая просьба! Не писать в тему, пока я не выложу все целиком. Будет много постов и это займет какое-то время. В данный момент, *материал* заканчивается фотографией, сделанной по просьбе Nambo903 . Она так и будет подписана. Надеюсь на понимание.

 

Вот что у меня получилось, из-за желания написать свой отзыв о нашем путешествии... :blush2:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Для начала немного много очень много очень-очень много истории. Начав готовить свои впечатления, я нечаянно углубился в тему и целую не одну неделю посвятил чтению всевозможных исторических, археологических и *научно-популярных* материалов. И это показалось мне настолько интересным, что отчета о поездке, в том виде, в каком это обычно здесь понимается, видимо уже не будет.
Большая часть материалов, на которых основывается нижеследующее повествование, взято с различных интернет-сайтов, таких как www.vnovgorod.com, www.novgorod.ru, archeologia.narod.ru и, конечно же, ru.wikipedia.org. Также использованы материалы с сайтов «Древнерусская литература» old-russian.chat.ru, «Древнерусские берестяные грамоты» gramoty.ru и разнообразных словарей из проекта Яндекса и Рубрикона. Если кого-то упустил и не назвал ни здесь, ни в самом тексте – покорнейше прошу извинить :unsure: ... Пишите – исправим. (Это я так, на всякий случай, мало ли чьи копирайты задел :lol:) Запаситесь временем, рассказ мой будет долгим...

 

История основания Великого Новгорода базируется, в основном, на древнерусских летописях. Первое упоминание о Новгороде, как о существующем поселении, относится к 859 году. В начале первого тысячелетия эту землю населяли финно-угорские племена, оставившие о себе память, в частности, в названиях многочисленных рек и озер. В VI веке в новгородской земле появились племена славян-кривичей, а в VIII веке пришло племя словен.
Цитата из «Повести временных лет» в переводе Д.С. Лихачева:

Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другие назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные - поморяне.
Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Как обычно это и бывало в средневековой Европе, поселение возникло как пункт торговли и обмена на пересечении торговых путей, водных и сухопутных. Два известнейших маршрута проходили через эти земли.

 

В Византию «Из варяг в греки» От Балтийского моря он проходил по реке Нева, Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень, реке Ловать; затем волоком до реки Западная Двина; далее волоком до реки Днепр и через Чёрное море до Константинополя.

 

И в Арабский Халифат. Один из вариантов маршрута «Из варяг в арабы» более известного как Великий Волжский Путь. Балтийское море, Нева, Ладога, Волхов, Ильмень, река Мста, далее волоком до реки Тверца, в последствии на этом этапе пути возникло поселение Вышний Волочек, из Тверцы в Волгу и, как было известно каждому советскому школьнику, в Каспийское море...

 

Неудивительно, что проживающие на этом перекрестке разные племена: славянские, финно-угорские и балтийские регулярно конфликтовали друг с другом. Как на почве разных культур, возможно территориальных споров, так и на почве торговли. Видимо таким же образом, в 862 году, согласно летописям, случился очередной конфликт, исторические споры вокруг которого не утихают и до нынешней поры...

 

Цитата из «Повести временных лет» в переводе Д.С. Лихачева:

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города - тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах - находники, а коренное население в Новгороде - словене, в Полоцке - кривичи, в Ростове - меря, в Белоозере - весь, в Муроме - мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.

В.М. Васнецов. Призвание варягов.
59ec86985ef8.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Кроме древнерусских летописей, о Рюрике более нет никаких источников информации. Неизвестно ни о его происхождении, но того, откуда он пришел на княжение, ни то к какому племени или народности он принадлежал. Основными версиями происхождения Рюрика являются норманская (скандинавская) и западно-славянская теории. Полное отсутствие сведений о нем породило даже версии о легендарности данного персонажа. Т.е. версия о Рюрике, как о легенде, человеке, никогда в реальности не существовавшем... Однако лично мне, в данном свете, видится вполне разумным высказывание польского слависта Г. Ловмянского: «Трудно поверить, что правящая в XI столетии династия в Киеве не помнила деда или прадеда Владимира I» Поясню, речь идет о следующей цепочке и людях: Владимир I Святославич - киевский князь, известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель, Владимир Красное Солнышко. Инициатор крещения Руси в 988 году. Его отец – Святослав Игоревич, великий князь киевский, прославился как полководец, Карамзин его назвал Александром Македонским нашей древней истории, сын Игоря Рюриковича, великого князя Киевской Руси, также известного как Игорь Старый, Ingvar (древнеисландский). Князь Игорь – первый русский князь, известный не только по русским летописям, но также и по византийским и западноевропейским источникам. В «Повести временных лет» назван сыном Рюрика.

 

Так или иначе, но именно от Рюрика вела свое происхождение династия, управлявшая русскими землями более 700 лет, и закончившаяся, фактически, 15 мая 1591 года со смертью в Угличе младшего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия. Спустя семь лет умер и его старший брат, Федор Иоанович, слабоумный царь, не принимавший участия в управлении государством, которое, с 1587 года находилось в руках Бориса Годунова, его шурина и опекуна. 7 января 1598 года династия Рюриковичей пресеклась, на престол, теперь уже официально, взошел Борис Годунов. С этой даты обычно отсчитывается «Смутное Время».

 

Но вернемся в 862 год. Современные историки в большинстве своем сходятся на версии, что легенда о призвании варягов является «несколько искаженной». Действительно, маловероятным представляется тот факт, что отбившись от варяжского набега, славяне тут же сами решили их вернуть. И снова возникают разные версии событий. Согласно одной из них – новгородцы нанимают варяжского конунга с дружиной для оказания военной помощи, как наемников. А по окончанию военных действий варяжский конунг Рюрик свергнул словенского князя Вадима Храброго и захватил власть. Согласно другой, считается что один из набегов таки увенчался успехом, и предводитель скандинавской дружины захватил власть. Так же есть версия, что Синеус и Трувор, в летописи обозначенные как братья Рюрика, в действительности не существовали. Например, историк Б.А. Рыбаков считает, что имя «Синеус» представляет собой искаженное «свой род» (швед. sine hus), а «Трувор» — «верная дружина» (швед. thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом и верной дружиной. В пользу этой версии говорит и странная смерть обоих братьев в один и тот же год (864) и без объяснения причин. Ну а если еще добавить, что археологически существование города Белоозера прослеживается только с Х века...

 

Вот тут мы вплотную подходим к интереснейшим фактам.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

К интереснейшим фактам мы перейдем несколько позже. Все потому, что в тот момент, когда уже был написан весь предыдущий текст и даже пару абзацев последующего, я неожиданно наткнулся на еще одну версию как происхождения Рюрика, так и призвания варягов. Когда я писал о западно-славянской версии происхождения Рюрика, я не стал останавливаться на ней подробно. Мне она показалась чересчур скучной и занудной. Очень много надо объяснять, чтобы про нее подробно рассказать. Я и сейчас не стану на ней останавливаться :) . Скажу только, что речь идет о происхождении Рюрика от полабов, поморских западных славян, живших на территории нынешней Германии, от устья р. Эльбы и ее притока р.Зале на западе, до р.Одер на востоке; от Рудных гор на юге, до Балтийского моря на севере. Однако, существует как минимум еще одна славянская версия. И мне немного удивительно, что о ней не трубят нынче на всех углах. Уж больно патриотично она выглядит. Я не знаю, насколько авторитетны и уважаемы те историки, которые ее высказывают, я не историк. По той же причине, я не могу определить насколько научны те факты и предположения, на которых эта версия основывается, и выводы, из которых она состоит. Но мне она показалось вполне стройной. И красивой. Потому немного задержусь на ней...

 

Наиболее подробно среди встретившихся мне источников, эта версия изложена кандидатом исторических наук Анохиным Г.И. Попробую максимально ужать ее, но при этом сохранить интерес. Приверженцами теории задаются следующие вопросы:

  • зачем славянам было призывать себе для наведения порядка и устройства твердого правления какого-то безызвестного князя? Ни в одном из скандинавский источников (древней литературы Швеции, Норвегии, Дании) не встречается хоть чем-нибудь примечательный и известный Рюрик, которого можно было призвать для этой цели.
  • Викинги были хорошими воинами и смелыми путешественниками. Но какую государственную традицию они могли бы экспортировать? Скандинавские горы не позволяли строить города и развивать сельское хозяйство.
  • Языковая проблема. В свободное от войны время викинги изучали старославянский?
  • Великий торговый речной путь, существовавший по сведениям арабских источников в IX веке («из араб в варяги») вовсе не нуждался в бассейне озера Ильмень, чтобы достичь Балтики.
  • Точно так же, путь из Скандинавии в Византию, «из варяг в греки» мог быть в два раза короче. По Висле-Бугу и Припяти-Днепру или по Западной Двине, Лучесе и Днепру. И в обоих случаях это пути с одним волоком, а не с двумя.
  • В древней северогерманской литературе не найдено упоминаний о пути «из варяг в греки». Нет также никакого скандинавского названия подобного пути. (типа «путь из свеев» или «урманский путь»
  • Традиционные товары, продаваемые русами в Византии: меха, мед, воск, рабы - пленники захваченные в стычках с кочевниками. «Неужели скандинавы доставляли рабов из Скандинавии или отправлялись на торговлю, еще не имея товара,- надеясь захватить живой товар в боях, пробиваясь через гущу народов?! В Царьграде тюрки-кочевники продавали в рабство славян, русы - тюрков-кочевников, скандинавы в числе этих товаров там не значились. А меха, воск, мед - тоже брали с собой скандинавы в военные экспедиции, снаряжавшиеся для захвата основного товара - рабов?»

Далее идет повествование о Приильменье и в большей степени о южной его части. В южном Приильменьи из под земли бьют соляные источники. Соль называется «золотом раннего средневоковья». Далее Анохин пишет: «Не может быть, чтобы это богатство не было освоено местными финно-угорскими аборигенами еще до прихода сюда славян. Совершенно очевидно, что пришедшие сюда в VIII или в первой половине IX в. словене, не знавшие искусства солеварения, освоили его и стали развивать соляной промысел, то ли с помощью местного населения, захватив в свои руки сбыт-продажу, или же отобрав у финно-угров и само солеварение». У слияния рек Полисть и Порусья возник (или развился на месте существовавшего финно-угорского поселения) город солеваров Руса. Со времен Петра зовется Старая Русса.

Слово «русь», «русы» выводится как соционим, т.е. обозначающее не этническую принадлежность, а социальный статус. Со смыслом «богатый», «дородный».
Занятие русов солеварением и последующей торговлей ею в Прильменьи дали этим рушанам экономическое превосходство. А соционим стал со временем синонимом названия местных словен. По роду деятельности же эти словене - занимающиеся солеварением – назывались варягами. От глагола «варити». Как работать – работяга, бродить – бродяга, варить – варяга...

 

Теперь совсем коротко. Варяжское море – это не Балтийское море, а само озеро Ильмень. Не маленькое все таки. Да и уровень воды на юге раньше был значительно выше.

 

С юга Приильменья, от города Русы, из местности под названием Околорусье, начинался путь из варяг в греки. Варяги вели торговлю солью среди соплеменников по разные стороны Варяжского моря (о. Ильмень). А также с финно-уграми на северо-востоке и северо-западе. И, конечно же, располагали хорошей дружиной для охраны своих торговых караванов. И дань при случае брать не стеснялись, с соседей и не очень, не без этого... Новгородцы, после периода смут и междоусобиц, позвали к себе править тех, кого они хорошо знали. Кто бывал у них много раз (и как торговцы и как дань взимающие) и являл собой образец силы, богатства и порядка. И языковых проблем не было никаких. И «ререк» по старославянски сокол.
Бляшки с трезубцем. Княжеский родовой знак Рюриковичей.
775.jpg

 

Чтобы удержаться у власти в Новгороде, Рюрик вынужден был привести с собой из солеваренной, варяжской Русы дружину солеваров-русов, то есть варягов. Последующие князья также опирались на наемников, набирали их не только в Русе, но повсюду. И у финно-угров и от скандинавов. Но набирали в «варяжскую» дружину. Со временем термин варяг обрел политическое значение – "наемник".
Руса расшириться не могла по природным причинам, в развитии стала отставать, со времен превратилась в вотчину Новгородских князей. Новгород же наоборот, в силу укрепления феодальной верхушки выходцами из Русы окреп и стал влиятельным центром. Но об этом чуть позже.
Вот такая вот, вкратце, версия... Более подробно, например, здесь

 

Интересно, добрался ли я до половины того, о чем хотел рассказать... Что-то мне так не кажется ;)
Возвращаюсь к своему повествованию...

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Согласно летописям, после смерти своих братьев Рюрик садится княжить в Новгороде. Однако в городе, который мы сегодня называем Новгородом, который в течении последних ста лет является одним из крупнейших в Европе центром археологических раскопок, нет культурных слоев старше 10 века. Нынешнее развитие науки и технологий, позволяет определять возраст обнаруженных артефактов с очень высокой точностью. И сейчас можно с уверенностью утверждать, что нынешний Новгород не был основан ни Рюриком, ни до него. Да и само название Новгород, весьма красноречиво намекает на существование некого иного города, по отношению к которому этот - «новый»...

 


В 2км к югу от центра современного Великого Новгорода, при истоке реки Волхов из озера Ильмень, есть невысокий холм, нынче расчлененный Сиверсовым каналом, прорытым в 19 веке, для соединения Волхова и Мсты в обход Ильменя. Этот холм, даже не холм уже, так небольшая возвышенность, нынче практически не заметен. Если только с реки или противоположного берега.
8d724eeb2ced.jpg
8c8169e7fead.jpg

 

На картах 18 века эта местность (деревня) была обозначена как «Городище». На нем до сих пор стоят несколько стареньких домов. Может показаться, что это место люди не покидали никогда... На самом краю городища, практически на берегу Волхова, стоят остатки разрушенной в Великую Отечественную войну церкви Благовещения. Это лучший ориентир для поиска. Эти развалины видны издалека.
654a77fa0fc4.jpg
a492a499c3b9.jpg

 

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля

Городище - остатки развалин города, селения или укрепления, земляных или каменных работ, жилья.
В 19 веке, в преддверии празднования тысячелетия Руси имела место некая *Рюриковская лихорадка* что ли... Всем хотелось найти факты реального пребывания Рюрика на новгородской земле. Тогда то эту местность и назвали «Рюриково городище». Мне, такое, фактически случайное, попадание кажется весьма забавным...

 

Первые раскопки произведены новгородским археологом Полянским в 1901 году. Потом раскопки проводились в 1928, 1935 и 1965 годах. И только начиная с 1975 года стало проводиться систематическое изучение этого места. Раскопки теперь проводятся ежегодно, руководит ими член-корреспондент РАН Евгений Николаевич Носов. Раскопки сопровождаются палеоботаническими и остеологическими исследованиями. Ежегодно Рюриково Городище служит местом археологической практики студентов-археологов из Санкт-Петербургского университета, а также Швеции, Финляндии, Норвегии, Германии. В обработке материалов, наряду с российскими коллегами, принимают участие ученые из Швеции, Германии, Великобритании.

Здесь обнаружены:

  • остатки неолитической стоянки. II-III тыс. до н.э.
  • поселение раннего железного века I тыс. до н.э.
  • но самое, для нас сейчас, главное – следы активной деятельности начиная с середины 9-го века. Остатки деревянной крепости конца 9 века. И еще масса всевозможных находок. Вот сокращенный перечень находок из культурных слоев IX-X веков: военное снаряжение и одежда викингов, множество княжеских печатей, арабские, византийские, западноевропейские монеты, разнообразные фибулы (застежки для плащей), амулеты с молотами Тора, подвески с руническими надписями, серебряная фигурка Валькирии, части весов, весовые гирьки...

Собственно, большинство современных историков сейчас склоняется к мысли, что Новгород назвался Новым городом именно относительно того, что сейчас называется Рюриковым Городищем. Именно в этом месте, люди жили тысячелетиями, именно там была княжеская резиденция основателя династии Рюриковичей...

 

Мне очень понравилась одна версия о том, как же называлось это поселение в момент его основания. Поскольку это поселение было первым объектом такого рода на Восточно-Европейской равнине (хотя сам этот постулат на мой дилетантский взгляд, спорный: есть еще Старая Ладога, которая теоретически может оспаривать этот статус, как археологически, так и согласно летописям), предполагается, что слово «Город» - это было имя собственное. Город – т.е. Огороженное Поселение, стало впоследствии нарицательным для всех других огороженных поселений. Сюда же подвязывается древнеисландское название Руси – Гардарика. Что все переводят, как страна городов. Предлагается вариант - страна Города. Так же и Новгород. Не «Новый город», а «Новый Город». Красиво...

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Умер Рюрик, согласно летописям, в 879 году. Сын его, Игорь, в тот момент был еще очень маленьким, потому княжить стал Олег, согласно большинства источников – его родственник, по всей видимости брат жены Рюрика. Хотя в одной из Новгородских летописей Олег назван лишь воеводой Рюрика. В летописях Олег носит прозвище Вещий, т.е. знающий будущее, из чего некоторые историки делают вывод, что он был жрецом религиозного культа.

 

В 882 году, собрав войско, князь Олег отправился в поход, взял Смоленск, Любеч и подошел к Киеву. В Киеве в тот момент сидели князьями Аскольд и Дир. Повесть временных лет называет их соплеменниками Рюрика, отколовшимися от него в 862, ушедшими на Царьград, но в результате осевшие в Киеве. Кем они были на самом деле узнать нынче вряд ли возможно, но совершенно точно, что управляли они не небольшим городком, как это описывает ПВЛ, а весьма большим государством. Ходили в походы на Византию, воевали с печенегами. А в районе 866 года, случилось первое крещение Киевского государства. Да-да, не Владимир Креститель в 988, а Аскольд, более чем за 100 лет до него предпринял попытку ввести христианство на Руси. Сам Аскольд при крещении получил имя Николай. О крещении Руси говорят, в том числе, и письма византийского патриарха Фотия. Правда народом, по всей видимости, этот шаг не был активно поддержан, а приход язычника Олега, отложил вопрос о русском христианстве еще более чем на век. Придя к Киеву, Олег убивает Аскольда и Дира, и садиться княжить сам. Аскольдова могила.

 

Из ПВЛ дошла фраза Олега: «Да будет Киев матерью городов русских». Для лингвистов и филологов, правда, она имеет более простой и очевидный смысл. Греческий: meter – мать, pólis - город . Метрополия (Глоссарий.ру) - в Древней Греции - город-государство, главный по отношению к основанным поселениям в других землях. Т.е. Перевод этой фразы – русская метрополия. Он лишь объявил Киев новой столицей... Олег объединяет два основных центра восточных славян (северный и южный, Новгородское и Киевское, по некоторым источникам Словене и Русь), поэтому именно его, а не Рюрика, иногда считают создателем этого государства, Киевская Русь...

 

Вещий Олег показывает маленького Игоря Аскольду и Диру. Рисунок XV века в Радзивилловской летописи.
9a61705986a4.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если кто-то еще до сих пор читает все это, спасибо ему огромное. Потому как я с ужасом понимаю, сколько я уже написал, а до Новгорода, как такового, до сих пор еще не добрался... А заметили ли это вы? ;) Наверное уже и не доберусь. Дальше буду очень по верхам. Несмотря на то, как много еще хотелось рассказать, но силы мои не бесконечны. За эти недели (!!!) столько скопилось дел. А дома что творится – просто страх, тропинки уже видно невооруженным глазом. Свой культурный слой появляется :D ... Хотя столько еще не затронутого...

 

Я не рассказал о легендах про новгородского правителя Гостомысла и версии о происхождении Рюрика, как сына его дочери и западнославянского князя. Хотелось рассказать, как постепенно, в течении всего 10 века, из деревень вокруг княжеской резиденции появляется собственно Новгород. О Ярославе Мудром, сыне Владимира Крестителя, ныне известном большинству населения по тысячерублевой купюре и о Ярославовом дворище, куда Ярослав перенес княжескую резиденцию.
c1a34d67752e.gif

 

О его сыне Владимире и построенном им в 1045-1050 году Софийском храме. Лишь незначительные фрагменты фресок, которыми был расписан собор в XI-XII вв., сохранились до наших дней. Всего одна история: тщательно расчищенное из под более поздних росписей изображение Спаса-Вседержителя украшавшее центральный купол собора, погибло практически полностью, в результате прямого попадания артиллерийского снаряда в 1941г. Так же, предположительно в 1942 году, был сбит крест венчавший центральный купол. Он повис на крепежных металлических тросах. Впоследствии был снят солдатами испанской, 250-й пехотной, так называемой «Голубой дивизии» и вывезен в Испанию как трофей. В 2002 году губернатор Новгородской области обратился в посольство РФ в Испании с просьбой установить местонахождение креста. В 2003 году крест был обнаружен в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде, в 2004 возвращен в РФ. Сейчас находится внутри Софийского собора. А на центральный купол 24 января 2007 года установлен крест, изготовленный в 2006 году.
Всего одна, а сколько их еще можно рассказать...

 

А сколько можно рассказать о выстроенном в 1113 году храме Николы...
e34ffc682d3a.jpg
С пристройкой XVШ века.

 

Раскопки возле стен Никольского собора
c31e187ef6bf.jpg

 

Забавный момент. Вся выкопанная земля лежала снаружи забора. Когда мы проходили мимо, в этой куче копались двое, по всей видимости, местных, парень и девушка. Чуть ли не просеивали землю с предметом, сильно похожим на металлоискатель. Наверное, надеялись что археологи что-нибудь да пропустили. Хотел их «за работой» сфотографировать, но парень меня окинул таким недобрым взглядом, что я не решился...

Изменено пользователем Nicklas

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Не рассказал я о вече, о Русской Правде, о восстании 1136 года и изгнании князей. Из Новгорода, обратно в резиденцию на Городище. Это как если бы в наше время взяли бы и отправили обитателей Кремля куда-нибудь в Ново-Огарево или Барвиху. На постоянное место жительства. Типа там и княжте, не мешайте людям в городе жить... Более трехсот лет (!!!) на новгородской земле, вплоть до 1478 года, когда Новгород был подчинен Иваном III Московскому княжеству, по форме, как это теперь говорится, политического управления, существует Новгородская феодальная республика. Первым пунктом обвинения изгнанному тогда (в 1136 году) князю Всеволоду Мстиславичу, внуку Владимира Мономаха, стояло «не блюдет смердов» и только потом, интриги, трусость, измена... Общегородское вече могло призывать князей или расставаться с ними («указывало ему путь из Новгорода»), избирало совет господ (посадника, тысяцкого, старост и т.д.), решало вопросы о войне и мире; издавало и отменяло законы; устанавливало размеры податей и повинностей... Князья же занимались гражданским судом и обороной земель. И, как я понимаю, дипломатией... В военное время - командовали войском. Именно во времена расцвета республики новгородцы и называли свой город так, как названа эта тема.

 

Не рассказал об Александре Невском. Об эпидемии чумы, постигшей Новгород
92a74b459a6f.jpg

 


Об постройке заново по «велению» Ивана III с 1484 по 1490гг Детинца, в основном сохранившегося до наших дней, конечно же с множеством различных перестроек и реконструкций.

 

Стена Новгородского Кремля. Памятник московского военно-инженерного зодчества конца ХV века.
335268bb83c6.jpg
Интересно, в те времена так же относились к памятникам?

 

Об опричнине времен Ивана Грозного и об оккупации Новгорода шведами с 1611 по 1617 годы. После их ухода, в городе оставалось чуть более 800 (восьмисот!!!) «человек мужского населения»...

О Петре I и его военном укреплении Новгорода, из-за опасения похода шведского короля Карла XII...

 

О том как к середине 19 века Новгород превратился в провинциальный городок с населением в 15 тысяч жителей. Это вдвое меньше чем в 15-16 веках... Каменные здания были лишь на трех центральных (Большой Санкт-Петербургской, Большой Московской и Большой Михайловской) улицах и примыкавших к ним.

 

Большая Московская улица.Наши дни ;)
b91fc2aa0f7c.jpg

 

Отправленный в ссылку (!!!) в Новгород Герцен, писал:

Бедный и лишённый всяких удобств Новгород невыносимо скучен. Это большая казарма, набитая солдатами, и маленькая канцелярия, набитая чиновниками. Нет общественности, подьячие по-петербургски держат дверь на ключ и не сходятся... каждое неосторожное слово может навлечь бедствия; Петербург научил прежнюю республику наушничать

 

8 сентября 1862 года Новгород был разбужен от векового сна прибытием блестящей петербургской публики. Император, двор, высшее духовенство, гвардия, множество гостей приехали на открытие памятника «Тысячелетие России». Памятник был сооружен в центре Кремля по проекту Михаила Осиповича Микешина. Несколько дней в городе продолжались балы, фейерверки, гуляния. Прошу прощения, у меня не получились фото памятника :( ... Добавлено – зато нашел картину :)
Виллевальде Б.П. «Открытие памятника 1000-летия России»
adef38256296.jpg

 

В Великую Отечественную войну город сильно пострадал. Два с половиной года с 15 августа 1941 года по 20 января 1944 года находился в немецкой оккупации. Восстановлением и реставрацией практически разрушенного города руководил архитектор А.В. Щусев. Однако что-то утеряно безвозвратно, что-то реставрируется и восстанавливается до сих пор, а что-то так и стоит в руинах...
В 1992 году решением ЮНЕСКО памятники Новгорода отнесены к всемирному наследию.

 

1 декабря 1995 года в Новгороде открыто троллейбусное движение.

 

11 июня 1999 года Президент РФ подписал федеральный закон «О переименовании г. Новгорода — административного центра Новгородской области в город Великий Новгород».

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Одна осталась тема, которую я еще хотел бы поподробнее осветить, прежде чем перейду к заключительному и короткому фото-отчету. 26 июля 1951 года, во время археологических раскопок, в Новгороде была найдена первая берестяная грамота.

 

Прорись берестяной грамоты N 1.
37d70ebaf3ad.jpg
Она содержала перечень феодальных повинностей («позёма» и «дара») в пользу некоего Фомы. Сильно фрагментирована, однако из стандартных фраз, потому легко восстанавливаема.

 

На текущее время количество найденных берестяных грамот и их фрагментов уже перевалило за тысячу. Приведу табличку количества найденных берестяных грамот, по состоянию на начало сентября 2007 года.

  • Старая Русса – 41 грамота
  • Торжок - 19
  • Псков – 8
  • Смоленск – 15
  • Витебск – 1
  • Мстиславль – 1
  • Тверь – 5
  • Москва – 3
  • Старая Рязань – 1
  • Нижний Новгород – 1
  • Звенигород Галицкий (Украина) – 1
  • и, внимание, Великий Новгород, включая Рюриково Городище – 959.

Внушает? Отчего такая огромная разница – об этом чуть позже. А пока: Карта Новгорода: распределение числа найденных грамот по раскопам

 

Что же из себя представляют берестяные грамоты?
Цитата с сайта wikipedia: «Берёзовая кора как материал для письма получает распространение не позднее первой четверти XI века и выходит из употребления в середине XV века в связи с распространением бумаги, которая именно около этого времени становится дешёвой. Береста рассматривалась как эфемерный, непрестижный материал для письма, непригодный для долгого хранения; её использовали в основном как материал для частной переписки и личных записей, а более ответственные письма и официальные документы писались, как правило, на пергаменте (бересте доверялись лишь их черновики). В одной из берестяных грамот (№ 831), представляющей собой черновик жалобы должностному лицу, есть прямое указание переписать её текст на пергамент и лишь потом послать адресату.»

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В силу вышеперечисленного, большинство из найденных грамот – это выброшенные за ненадобностью документы. Как мы в нынешнее время, рвем ненужную исписанную бумажку и бросаем ее в урну, так древние новгородцы рвали берестяное письмо и бросали ее за угол дома или в ров. Именно поэтому среди находок очень много фрагментов, разорванных или разрезанных кусков непосредственно перед тем, как их выбросили. Берестяные письмена не собирали в архивы и не делали из них библиотек.

 

Однако, переоценить значение этих грамот практически невозможно. С одной стороны, они свидетельствуют о широком распространении грамотности на Руси. Грамоте обучались с детства, писать и читать умели как мужчины так и женщины. С другой – это не церковные летописи, а в основном бытовой язык первой половины второго тысячелетия. Живая русская речь семисот-девятисотлетней давности!!! 5 грамот обнаружено на неславянских языках. Новгородские на карельском, немецком, греческом, латыни (по одной) и одна, смоленская, на руническом древнескандинавском.

 

Содержание большинства грамот – по сути частная деловая переписка. Взыскания долгов, торговля, указания, отчеты. Также черновики официальных актов (судебный протокол, завещание, расписки, купчие). Встречаются молитвы, заговоры, загадки, азбуки, упражнения, рисунки.

 

Рисунки мальчика Онфима (предположительно 6-7 летнего)
b447807436ea.jpg
Всего найдено 12 грамот, написанных его почерком. Ориентировочная датировка: 1234-1268гг

 


Местонахождение грамот столь же важно, как и их содержание. «Безмолвные находки» археологов получают свои имена. Так, «усадьба знатного новгородца», стала известна как «усадьба священника-художника Олисея Петровича по прозвищу Гречин». Благодаря грамотам изучена генеалогия боярских родов древнего Новгорода, политическая роль отдельных деятелей, экономические связи новгородцев, военные конфликты, внешняя политика Новгорода , устройство и развитие судебной бюрократии, делопроизводства. В конце концов масса бытовых подробностей и взаимоотношений между людьми.

 

Берестяная грамота N 497 Условная дата 1340-1360гг Приглашение в гости.
27b16213bbe6.jpg
Перевод: `Поклон от Гаврилы Постни зятю моему – куму Григорию и сестре моей Улите. Поехали бы вы в город к радости моей, а нашего слова не забыли бы (не оставили бы без внимания). Дай Бог вам радость. Мы все вашего слова не забудем (не забываем)'

 

Наказ жены – мужу, покупка краденой рабыни дружинником, переписка высоких чиновников через писца... Из грамот можно почерпнуть сведения о том что люди в то время ели, об одежде, ремеслах новгородцев. Любовное письмо девушки XI века!!! Татьяна Ларина отдыхает...

 

А лингвистам какое раздолье. Десятки слов в летописях никогда не встречались. Бытовая лексика, не имевшая шансов попасть в литературные произведения, наподобие той же «Повести временных лет» или «Слово о полку Игореве». Этимология слов. Обсценная лексика, проще говоря мат. Бытовая графическая система...
И так далее, и так далее, и так далее...

 

Грамота N 829 Фрагмент письма Условная дата 1160-1180гг
a0d68c9c3454.jpg
`...спешно: мне ведь ехать в Киев. Сделай же милость, брат, а я уж тебе отплачу. Приветствую тебя'

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Такое резкое различие по количествам найденных грамот в разных городах объясняется вовсе не сверх грамотностью новгородцев в отличие от жителей других городов, а почвой и природными условиями. Заканчивая «берестяную» тему приведу цитаты из лекции А.А. Зализняка, академика РАН, лингвиста, крупнейшего специалиста по древненовгородскому диалекту и изучению текстов берестяных грамот.

Позже XV в. берестяных грамот нет. Почему – это тоже отдельный вопрос.

 

Одна из причин состоит в том, что в это время уменьшается интенсивность писания на бересте, появляется сравнительно дешевая бумага, уже можно писать на бумаге, как сейчас, а бумага не сохраняется. А более веская причина состоит в том, что Екатерина Великая провела осушение Великого Новгорода, дренаж всей сырой почвы Новгорода на практически всей его территории, и все органические остатки в зоне, попавшей под дренаж, полностью превратились в прах. Дренаж достигает по глубине как раз примерно XVI в. Глубже XVI в., куда он не доходит, остаются старые сырые слои, где все это и сохраняется.

 

Я не буду долго об этом говорить, но главную причину все же укажу. Сама сохранность этих вещей: бересты, дерева, кости и прочих органических материалов – это маленькое чудо Новгорода, которое обеспечивается сыростью его земли. Сырость эта так велика, что новгородцы не строили, например, никогда подвалов. Потому что какой подвал они ни построят, он весь обязательно заполнится водой. Так что практически эти грамоты сохранялись так же хорошо, как если бы они были под водой, а это, как известно, способ обеспечить, чтобы ничего не сгнивало. Мы представляем себе, что в сырости сгниет быстрее, но это в условиях доступа воздуха. А если у вас просто под водой, тогда сохраняется так же хорошо, как если бы вообще не было никакого доступа воздуха.

 

Такие предметы, как органика, сохраняются хорошо в двух случаях: если имеется абсолютная сухость, как, например, в пещерах Мертвого моря, где сохранились свитки древнееврейские и пр. или если абсолютная влажность, 100% вода. Все промежуточные значения влажности дают полное уничтожение органики, как в большинстве случаев и бывает. В Новгороде как раз благоприятная ситуация — все, что не продренировано в эпоху Екатерины, до сих пор сохраняется великолепно и может пролежать еще несколько тысяч лет. Во всяком случае, запасы на следующие раскопки у нас там остаются большие. Это маленькое отступление, почему эти грамоты сохраняются, и почему их в Новгороде много, а в других городах мало. Главным образом, по этим причинам.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Все господа мои хорошие, силы и терпение мое на исходе. Так что перехожу к последней части марлезонского балета – коротенькому, по сравнению с предыдущими частями, фотоотчету.

 

Вид из номера гостиницы на Детинец
b78ee62c40c9.jpg

 

на Волхов в сторону Рюрикова Городища и Юрьева монастыря
51f80c53be96.jpg

 

Под стенами Юрьева монастыря.
05673360bd96.jpg
Монастырь основан Ярославом Мудрым в 1030 году.
Поначалу был деревянным. В 12 веке перестроен уже каменным. После изгнания князей на Городище, стал главной княжеской культовой резиденцией. С конца XII столетия в соборе хоронят князей, а также избранных посадников. В частности, здесь были похоронены Федор, брат Александра Невского, и их с Александром мать, княгиня Ефросиния.

 

Между следующими двумя снимками времени прошло меньше минуты. Просто второй был сделан со вспышкой и почти точно передает освещенность на момент съемки. А первый снимок сделан в режиме ночной съемки. Получилось очень, на мой взгляд, интересно...
Собираемся в гостиницу...
7ad64913fed6.jpg
8038f9782f74.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ночные посиделки в отеле.
92f119736b08.jpg
d804dab21fd2.jpg

 

А в это время выше этажом своя дисскусия
821c6ac0ca7d.jpg
24f5547f22f5.jpg

 

Великий Новгород же в это время смотрится так
4c8c6a82a9b7.jpg
d24d3fe36b34.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Деревня Витославлицы существовала с 11 по 19 века. В начале 19-го века на территории бывшего села возникает усадьба графини А. Орловой-Чесменской, которая благоволила Юрьему монастырю, вот и поселилась рядом. Она соорудила несколько каменных сооружений и разбила регулярный парк. Почти все это погибло в войну, остались лишь классицистический особняк и флигель. Название «Орловская мыза» держалось до 1930-х годов. К 20-му веку село уже не существовало. Даже его название постепенно забывалось. В 1964 году здесь основан музей деревянного зодчества.
Создатели музея постарались сделать так, чтобы человек, который в него попал, смог бы проникнуться духом деревянного Новгорода. Дерево для наших предков было важнее камня, но мы вынуждены сегодня любоваться в основном каменными постройками. В 1960-е годы, когда создавался музей, были споры, и некоторые говорили, что памятники деревенского зодчества надо оставить, как есть, на своих местах. То, что тогда не перевезли в музей – все погибло :( . Сам же музей создан так, чтобы имитировать подлинную деревню. Конечно, полной имитации быть не может: не было в реальных деревнях такого количества церквей. Однако, что смогли – то сделали. В музее представлены постройки времен с конца 16-го (!!!) до начала 20 веков.

 

Народ у нас любознательный, все откроют, везде поглядят...
257354c3b7cf.jpg
... а если кто-то посмотрел – другим тоже сразу же любопытно. :)
e32ad5ae2c2f.jpg

 

Думаете, чего это они так все косят?
c1199bd0e25e.jpg
А это им про гумно и обмолоту вещают :)
ac36dea92213.jpg

 

Лекция о крестьянском быте...
7f65917e40a4.jpg

 


Позируем с Улиткой и яблоками
da7172563cf9.jpg
А теперь позируем с Кириллом и меню. :D
fac9b3e17b5f.jpg

 


Гуляем по набережной Волхова, вдоль стен Кремля.
caeefae838b9.jpg
Волхов и Великий Новгород
d446cc001cb3.jpg

 


Мне очень кадр понравился :D
09f55ee5402c.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

И еще несколько интересных, на мой взгляд, снимков и ракурсов.

 

Воскресный вечер. Вы думаете, что если мы все уехали в Новгород, то форум остался без контроля?
Зря... У нас не забалуешь! В любых условиях – бдим! :)
120369f78468.jpg

 

Такие вот в историческом центре Великого Новгорода знаки.
5115d5bb4552.jpg
Понимайте, как хотите...
7be05982ef0e.jpg

 

Я до сих пор под впечатлением от этой вывески, жалею, что не зашли :D
43f1b37908c4.jpg

 

В левом углу небольшая группа пешеходных ренотуристов. В правом – трапезная церковь.
Церковь Троицы Духова монастыря.
a253f552c32f.jpg
Кирпич, 1557 год. К западной стене примыкает монастырская трапезная.
e639a797b8bf.jpg

 

 

Новгород – город контрастов :)

 

Жилой район в историческом центре, на левом берегу Волхова.
43c34fd7e6ae.jpg

 

Софийский Собор XII век, Звонница Софийского Собора XV век, Часозвоня XVII век, Железобетонный Пирс XX век...
425e62b97757.jpg

 


А это - в паре километров от Вышнего Волочка. Nambo903 попросил сфотографировать :)
5a01a1c4be9c.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Осилил!!! Я так понял, теперь можно писать.
Никлас, ты молодчина. Такую книгу написал. Я пока читал, запекал себе рыбу на три дня и, по ходу чтения, съел все, что наготовил :)
Отлично написано, очень интересно читать, невозможно было оторваться, чтобы завтра дочитать. Такую работу проделал. Впечатляет. Понравилось до безумия.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Зачитался :)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Nicklas ты молодец, столько источников перекопал. :)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Nicklas! То, что ты историк в душе - это точно! Думаю...ты мог бы даже публиковаться. :) А мне вот нравится, когда ты рассказываешь о чем-либо, сидя допустим в качестве пассажира... :) Хотя...для таких рассказов несомненно нужна более многочисленная аудитория, очень все интересно! Рада, что у нас есть такие люди как ты! :)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вот это труд...Однозначно Молодец.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Класс. Понравилось :)

 

Только сейчас прочитал (ссылка в "апельсине")

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 месяца спустя...

Pre Scriptum. ...
...
Вот что у меня получилось, из-за желания написать свой отзыв о нашем путешествии... :blush2:

ОТЗЫВ о путешествии прочел на одном дыхании :)

 

Спасибо, Nicklas!!!

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 месяца спустя...

Сегодня вновь обратилься к ОТЗЫВУ Nicklasа о путешествии...
Скопировал текст автора в т. редактор, и распечатал.
Материал, тема заслуживают быть прочитанными :)

 

Nicklas, СПАСИБО ещё раз!!!

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 5 недель спустя...

Мдя... Карл Маркс с Фридрихом Энгельсом и "Капиталом" нервно курит в сторонке)))
Была в В.Новгороде 8-10 марта. Очень понравилось. Жили в г-це "Садко", тоже ездили в Витославицы (там проходили Масленичные гуляния). На Валдае побывали. И в Валдайском Иверском Святоозерском Богородицком мужском монастыре. Ляпотааааа...

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Даже я осилил, увлекло!
При встрече пожму лапу :)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 месяц спустя...

Когда снова в Новгород?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Когда снова в Новгород?
За всех - не скажу... :rolleyes:
А мне - обещали этим летом поездку в Старую Русу, с проездом через Великий Новгород... Только что-то вот уже как два месяца я с "обещателями" не общался... :unsure: Надо бы их что ли потормошить... :mosking:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В Старой Руссе только курорт - место на которое можно (нужно) посмотреть... Остальное как у всех, ничего особенного... ИМХО, разумеется

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Присоединиться к обсуждению

Вы можете ответить сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас уже есть аккаунт, войдите, чтобы ответить от своего имени.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Дни Рождения сегодня:

    • идущий
    • masany
    • yvrvitaly
    • BoeBoDa
    • КOТ
    • woland69
    • 534DPR
    • ABATAP
    • msm.silich
    • obond
    • Мщур
    • Filippok
    • Asena
    • Kangooman
    • miheyspb
    • goshakruz
    • phantom34408
    • Nikolay178
    • Turbo
    • sonyden
    • Апрель
    • caraha
    • serjo08
    • (((алексей)))
    • PEK
    • jorik82
    • Artemis
    • Aleksandr P.
    • edelveis
    • painkiller
    • R&B
  • Статистика пользователей

    82 575
    Всего пользователей
    5 686
    Максимальный онлайн
    srevev
    Новый пользователь
    srevev
    Регистрация